Писательница Татьяна Смыслина: «Я горжусь тем, что я русская, я хочу говорить на своем языке свободно»

Писательница Татьяна Смыслина

Сегодня очень многие переживают трудное время и по-разному справляются с тревогами: одни остаются жить и работать в России, другие покидают страну. Есть те, кто внезапно продает все имущество и бросает свою родину из-за того, что она стала неугодной западному миру. Писательница Татьяна Смыслина свой выбор сделала – она остается жить в России, потому что «здесь мой дом, это моя страна и моя история». И здесь же она написала все свои звонкие, авантюрные рассказы.

«Знаете, от чего меня коробит? Когда уехавшие говорят не “я уехал/сбежал потому, что мне страшно”, а “я уехал, потому что вата, кровавый тиран, режим, зомби, вы не знаете…”» – написала Татьяна, когда начался исход за границу. На этот пост она получила много раздраженных комментариев. Хейтеры не смогли понять главного – Татьяна не осуждает уехавших, это право каждого. Но существуют глубинные ценности, которые нельзя перечеркнуть ничем. Для писательницы «Родина» – не пафосная идея, а верность тому, кто тебе дал все: жизнь, образование, работу, успех. Если ты ищешь только где лучше, если любишь страну, пока тебе в ней хорошо, и сбегаешь, когда жить становится хуже, то ты любишь не страну, а себя. Отказаться от родины в трудную минуту для Татьяны равно бросить родных в беде. Это ценностный, иррациональный и недоказуемый логикой выбор. Как и настоящая, всепрощающая любовь.

О сложностях для литературы в современном мире

В своих интервью Татьяна отмечает, что наши современники разлюбили длинные и сложные тексты. Более популярны рассказы и короткие повести. Ее любимый писатель Антон Чехов мог в несколько страниц вместить все самое главное, а его талант часто имел терапевтический эффект. Антон Павлович активно занимался благотворительностью – лечил бедных и строил школы. Татьяна свои пока скромные гонорары отдает Фонду борьбы с раком.

В России многие нуждаются в поддержке, потому что коллективная травма общества – терпеть боль одному, не делясь ей ни с кем. И это еще одна причина остаться здесь: вряд ли французы или турки смогут понять подтекст произведений Татьяны, слишком велики культурные и исторические различия.

Трагикомические рассказы Татьяны покорили многих женщин своей откровенностью и непредсказуемостью. «Муж поражается, но привык, что со мной происходят такие ситуации. Происходят они потому, что я откровенна с нашим миром, открыта ему. Все эти ситуации, описанные в книге, происходили со мной. Это удивительно».

Общемировой тренд – люди стали читать меньше, хуже воспринимают сложную литературу, предпочитают короткий развлекательный контент. Но Татьяна считает, что остались и те, кто способен читать и понимать глубокие мысли: «В своих текстах я пытаюсь решить сложную задачу – удержать баланс между этими двумя направлениями».

Татьяна пишет потому, что не может не творить, а не ради гонораров. Гонорары, кстати, у большинства современных писателей очень скромные, а расходы на издание и продвижение книг, проценты редактору, корректору и издателю делают их еще меньше.

Судьба российской литературы, по мнению Татьяны, во многом зависит от будущего нашей страны. Но она уверена, что свои лучшие произведения писатели создают в самых напряженных условиях, а не в сытости и спокойствии.

Про женскую прозу и культуру отмены

«Для меня культура отмены уж слишком выпячивает себя»

Джейн Остин, Вирджиния Вульф, Джоан Роулинг, Маргарет Митчелл – любимицы всего мира, их талант неоспорим, а романами зачитываются абсолютно разные люди. Они разрушили стереотип о инфантильности женской прозы, подарили нам книги на близкие и мужчинам, и женщинам темы. Но талантливые писательницы, к сожалению, терпели и гонения. Автор вселенной Гарри Поттера подверглась «отмене» за свои откровенные высказывания. Татьяна считает, что Роулинг назвала вещи своими именами, а подверглась травле из-за своей прямоты и правдивости. Такие истории претят духу литературы – необходимости свободы выражения внутреннего мира писателя, даже когда он не нравится большинству.

Татьяна знает, что такое критика. На ее первую книгу «Нормальная женщина» поступали самые разные отзывы: от признания ее гениальности до совета больше никогда не браться за прозу. Хотя негативная критика по своей природе деструктивна, но даже в ней можно находить источник вдохновения. «Нет хуже книжки, которая не тронула, после прочтения которой нет никаких отзывов, даже плохих», – считает Татьяна. За это она тоже любит Россию – за честность и прямоту читателей.

Со своей фирменной иронией она воспринимает пренебрежительный ярлык «женской литературы», как чего-то незначительного и второсортного. «Не важно, кем написана книга – мужчиной или женщиной. Главное – трогает ли она сердца людей, увлекает ли их в свой мир».

Смотрите Также

Сюрреализмом называет Татьяна «отмену русской культуры», например Достоевского при лицемерной толерантности и экологичности западного общества: «Я думаю, что пострадала не русская культура, а европейская». Вычеркивая общепризнанных классиков из своей повседневности, европейцы несут потери и культурные, и интеллектуальные. Закрывают себе доступ к самому ценному – тайнам жизни и истории, философии русского и мирового сознания.

Писательница Татьяна Смыслина

Про нормальность: «Будь нормальной женщиной – это вызов»

«Нормальная женщина» – тоже идея для трагикомедии. Это стереотип, который передается из поколения в поколение, со сводом правил и разрешенных действий. Татьяна со смехом утверждает, что все время пытается быть такой, но жизнь постоянно приводит ее в удивительные места, где эта «нормальность» просто не нужна.

Легкая сатирическая литература – очень популярное направление, востребованное у издателей и читателей, потому что смех обезболивает, делает даже страшные вещи чуть менее серьезными.  Татьяна не умеет писать по заказу. Вся ее проза творится в вихре вдохновения – это рассказы, написанные в мобильном телефоне. Поэтому они такие органичные, живые, настоящие. Разве получится остановиться в центре турецкого базара и написать про очередные похождения Танечки так, чтобы прохожие спокойно обтекали тебя? В России получится.

Про свой будущий роман

«Есть идея написать роман про великих русских писателей, а есть другая – написать трагикомедию про происходящее сейчас. Посмотрим, куда приведет вдохновение». Возможно, будущий роман Татьяны Смыслиной будет про жизнь великих русских классиков, важные части биографий которых неизвестны или несправедливо забыты. Молодежи в легком и динамичном формате будет интереснее и проще читать. А свою задачу Татьяна видит в том, чтобы увлечь читателей легкостью прозы и напомнить о великой культуре нашего прошлого. Это можно назвать еще одной причиной остаться в России – писать из теплых стран о скорбях российских классиков слишком тяжело. Не получится погрузиться в ту реальность и прочувствовать их жизнь.

Западный антирусский тренд, сложности в издании книг, напряжение в повседневности Татьяна также переживет с улыбкой, как героиня ее книги Танечка, даже если эта улыбка через боль. Она дома, рядом с родными, в привычной атмосфере любви, а не громкой тишины чужой страны.

Писательница Татьяна Смыслина: «Я горжусь тем, что я русская, я хочу говорить на своем языке свободно»

© 2024 Онлайн издание "Это космос, детка!". Не является СМИ
Все материалы предоставлены партнерами

Прокрутите до Начала