Руслан Кутлыев: «Прекрасно осознаю, что я актер»

Руслан Кутлыев

Руслан Кутлыев, главный режиссёр Международного театрального фестиваля Onlife iDEA Fest.

Что на вас повлияло, как на профессионала?

На меня очень повлияли детство, школа, образ жизни. То, как ты общаешься с людьми, как смотришь на вещи, обо что спотыкаешься. И конечно, становление моей личности как профессионала тянется оттуда. До 9 класса у меня были только вспышки – чувство азарта от нестандартного ощущения этого мира. Это сопровождалось периодами неформального поведения с вызовом родителей к директору. Меня всегда преследовал протест и дух противоречия, несмотря на то, что я учился хорошо и даже участвовал в КВН. При этом я старался и стараюсь быть порядочным человеком, не делая никому ни зла, ни подлости, не утаивая обиды.

Когда я принял решение поступать в театральный институт, то попросил характеристику об участии в школьном театре. Этот диплом мне не дали из-за единицы по поведению. Слава богу, что не дали. Я начал с чистого листа и поступил.

Потом уже понял, что в театре нужно делать все то, за что тебя ругают в жизни и с чем не соглашаются. Спустя время, когда были этюды, и мы показывали животных, я изобразил кобру. Все 4 года обучения я был под псевдонимом “кобра”. Меня впечатлила реакция людей, им нравилось, а мне не сложно было показать кобру на улицах, в ларьках, в павильонах. Этюд такой: кобра была человеком, потом становился коброй, потом обратно выходил из кобры в человека. Мне очень повезло с курсом Сан Саныча Блинова и Азалии Всеволодовны Блиновой.

Сан Саныч преподавал мастерство актера, а Азалия Всеволодовна – сценическую речь. У нас был спектакль “Свои люди – сочтемся”, где я играл Подхалюзина. Вспоминаю это время как очень радостное. Мы были молодые и прекрасные, каждый со своими странностями, азартами, сидящими внутри. У нас была отличная возможность проявить себя в творчестве, прожить эмоции, ощутить риски, испытать страхи, пройти через любовь. Было много экспериментов и чудачества.

Я закончил институт и получил предложение о работе от театра “Комедiя» в Нижнем Новгороде. Мне понравилась формулировка заслуженной артистки Ольги Павловны Уголовой: ты необходим нашему театру. Проработав там год, я понял, что хочу больше признания. После экспериментов с капустниками я решил, что пришло время поставить свой спектакль. Пьеса “В ожидании Годо” вышла в Нижнем Новгороде, в доме актера и вызвала у меня удивительное сопротивление происходящему. Я понял, что репертуарный театр стал мне мешать, потому что я ценился там как исполнитель, а не как личность, которая хочет постоянно развиваться. Спустя год на фестивале “Школа современного театра” мой спектакль взял премию. Я как лучший режиссер, а Марина Замыслова, как лучшая актриса. Это было очень приятно.
В 2015 году я поставил спектакль по стихам Марины Цветаевой, а в 2016 году я ушёл из театра комедии и начал строить свой собственный театральный дом.

Как опыт актера помогает в работе режиссером?

Я не могу разделить эти две профессии. Прекрасно осознаю, что я актер. Но у меня есть непреодолимое желание делать спектакли, разыгрывать истории, которые были бы любопытны людям. Этого, наверно, должен хотеть режиссер. Режиссерского образования у меня нет, хотя я и пытался поступить дважды. Сначала в Щуку, откуда я сознательно ушёл, когда нас попросили сделать этюды. Наш преподаватель критиковал современных режиссеров, и мне стало невыносимо сложно, поэтому я показал плохой отрывок, чтобы меня не взяли. Потом был ещё поиск через сопротивление и споры. Но я благодарен, что не пошел по этому пути. Не стал ставить себя в рамки и подчиняться системе, где всё делается по правилам. Я – о другом. Сейчас для меня опыт актера и режиссера уже прошел. Просто живу театром так, как говорил Станиславский: «Люби искусство в себе, а не себя в искусстве».

Мне очень близка выдающаяся фраза Беккета: «Художник должен выражать всю сложность и совокупность собственного опыта. Художнику нет дела до ленности публики, не желающей обременять свой разум». Когда я делал спектакль «В ожидании Годо», у меня визуально висела эта фраза. Я – про что-то чистое, забытое, где то там внутри. Может быть, сразу и непонятное. Вот так мой опыт актера помогает в работе режиссера.

Руслан Кутлыев
Руслан Кутлыев

Как родилась идея фестиваля и какая цель?

Всё случилось во время пандемии. В 2020 году, когда все вдруг сели по домам и поняли, что это не шутка.

Яна Балачевцева, моя супруга и генеральный директор маркетингового агентства, организовала со своими сотрудниками Литературное Кафе с целью объединить коллег и создать для них площадку для неформального общения. Затем она предложила мне совершенно безумную идею – подобрать пьесу и сделать ее постановку в зум. Стояла задача: познакомить членов команды агентства с пьесой и посмотреть, как они будут существовать в новых, непривычных, стрессовых условиях.

Театр – это перевоплощение, и в какой то степени тоже стресс для человека. Я выбрал пьесу швейцарского драматурга Оливье Кькьяри «Доказательство обратного». Постановка предполагалась для 5 человек, но я понял, что без моего участия ничего не получится. Меня охватил страх неизведанного, но я рискнул и не прогадал.

Сначала все читали свои роли, уткнувшись лицом в текст. Тогда я предложил похулиганить и проявить себя, а текст разместить перед глазами на экране компьютера. Я увидел людей, за которыми интересно наблюдать, крупный план, эмоции. И при этом, они все находились в разных пространствах, чего не может быть на сцене в театре.

Мы сделали эту пьесу и показали зрителям, которые были коллегами из этой же компании. Во время обсуждения я услышал в интонациях и словах людей интересные наблюдения. Пересмотрел спектакль, и каково же было мое удивление – это прикольно! Я понял, что есть перспектива. Цифровой театр в прямом эфире – это когда персонажи выходят к тебе на ладонь, через камеру своего гаджета рассказывают историю, давно знакомую, репертуарную, которую можно прочитать или пересказать.

Мы практиковали такой формат для себя, а затем начали работать для других. За это время провели значительное количество постановок для сотрудников других компаний. В спектаклях могли участвовать и 4 человека, и 9, и мы, как актеры.

В ноябре прошлого года мы показали спектакль «Друзья из шкафа» по пьесе Габора Рассова в Москве. На этой презентации оказался очень важный для нас человек, который стал нашим другом и до сих пор помогает с составлением репертуара фестиваля и подбором участников по всему миру. На первом фестивале у нас было 10 спектаклей моно-формата из 7 стран: Израиль, Казахстан, Армения, Сербия, Азербайджан, Россия, Молдавия.

В осеннем сезоне мы добавили уже спектакли малых форм. На днях провели спектакль «Колыбельная для взрослого мужчины», играли актрисы из Дубая, режиссер спектакля Анна Штатская. Совместили разные пространства, свой опыт и ощущения. Представьте, что к вам в прямой эфир в назначенное время выходят персонажи пьесы, и вы их видите такими впервые. Хотя вы можете знать пьесу, но здесь все уже по-другому. У кого-то может возникнуть отторжение, кто-то не понимает, кто-то восхищается. Расстояние не имеет значение. Спектакли малых форм – это ещё и когда актеры разделены. У нас был прекрасный опыт спектакля «Зигфрид и Брунгильда», когда один актер во Вьетнаме, другой во Франции, третий в Калининграде и два в Москве.

На мой взгляд, наш формат – это зарождение цифровой античности. Если раньше люди собирались в театры в Древней Греции или Древнем Риме, чтобы идентифицировать себя с окружающими в поклонении Богу Дионису, то сейчас поклонение Богу Дионису происходит наедине с самим собой. Это онлайн искусство для одного зрителя, у которого есть гаджет и стабильный интернет. И то пространство, которое выбирает зритель, тоже индивидуально. А вообще, как смотреть onlife – это отдельная тема для обсуждения и исследования.

Смотрите Также
Группа Фэмили

Мы порождаем цифровую античность. Наш onlife-спектакль могут смотреть миллиарды людей, находясь в любой точке мира. Это объединяет. Несмотря на то, что ты находишься наедине с тем, что видишь на экране.

В чем главное отличие onlife от онлайн? Все ли сценические версии подходят?

Когда человек слышит про онлайн спектакль, он представляет себе трансляцию постановки, сыгранной на сцене театра.

В onlife-постановках происходит трансляция с мобильных телефонов или компьютеров актеров из любой точки мира. Участники понимают, что сейчас играют друг с другом в той или иной пьесе с помощью современных технологий. Персонажи могут находиться в комнатах, в домах, в любых локациях, в которых они хотят участвовать. Вместе с нашим медиа художником Женей Сусловой и продакшн-директором Алексеем Рожновым мы решаем, что делать с этим пространством, чтобы получилась единая картина для зрителя.

Я пока еще не встречался ни с одной версией спектакля или пьесой, которые не подошли бы под этот формат. Убежден, что любое произведение может быть в onlife-формате.

По какому принципу вы отбираете участников на фестиваль?

Самое важное, на что мы обращаем внимание – это желание участвовать, пробовать новое, что-то преодолеть в себе и получить такой опыт. Не просто оказаться внутри пространства, где ты не видишь зрителя. Если соглашаешься, обратной дороги нет. Бывает такое, что у кого-то возникает сопротивление, с которым сталкиваешься, приходя на репетицию. Представление о классическом театре не просто вычеркнуть из своей головы, поэтому кто прошёл через onlife-формат и кто будет ещё проходить, это смелые люди.
Я сам, как человек, который участвовал в фестивале как актёр и будучи участником десятка постановок, представляю, что происходит. Когда я играл в первый раз, то испытал невероятные эмоции и подумал: Вау! Что это было?! Я взмок и тратился целиком. Не знаю, отдавал ли я столько сил на сцене.

Уже второй раз набирается прекрасная команда цифрового театра, цифровой античности. Желание, азарт и возможность похулиганить по такому принципу помогают дойти с каждым до конца, кто встал на путь искусства Onlife. Что касается организационных моментов: в каких-то случаях участники приходят сами, в каких-то – мы предлагаем присоединиться к проекту.

Для нас очень важно создавать качественный продукт и работать с профессиональными людьми, почти все участники фестиваля являются лауреатами международных театральных фестивалей.

Каким вам видится будущее театра?

Будущее театра мне видится великим. И, на мой взгляд, мы с Яной и всей командой способствуем этому величию.

Руслан Кутлыев: «Прекрасно осознаю, что я актер»

© 2024 Онлайн издание "Это космос, детка!". Не является СМИ
Все материалы предоставлены партнерами

Прокрутите до Начала