Выставка Лены Утенковой и Михаила Тихонова «Я закрываю глаза и начинаю видеть»

«Я закрываю глаза и начинаю видеть»

I-Gallery.Intelligence представляет проект «Я закрываю глаза и начинаю видеть» московских художников Михаила Тихонова и Елены Утенковой. Михаил Тихонов и Елена Утенкова — художники с мировой известностью, давно получившие признание публики, искусствоведов, коллекционеров.

Их картины украшают частные коллекции Европы, Америки и Азии. В Русском Музее находится более 25 их работ. Творчество Тихонова и Утенковой не хочется называть дуэтом, беря за основу сложившееся супружество и частые совместные выставки. В искусстве Елена и Михаил ведут свои темы без перекличек и подражаний. Они — прекрасный пример творческой самобытности и независимости при духовной общности.

Манера Михаила — сильные, уверенные мазки. Неожиданные, но всегда оправданные композиции работ. Много пустого пространства, выделенного цветом. От контраста пустота наполняется смыслом и становится бездонной воронкой памяти.

Я состою из того что было, из своей памяти,- говорит Михаил Тихонов. Если нет памяти – о чём разговаривать. Когда погружаешься в своё пространство, возникает ощущение, что ты продвигаешься во времени в обратную сторону. Время зависает, останавливается…Казалось бы – музыкальный слух, нет, не так: природа наградила меня музыкальным слухом. Где я слышал эту мелодию? И кто автор? Вот мучение! Кто? Чайковский? Кюи? Бородин? А она мучает меня своим присутствием! Встреча с мелодией, как встреча с человеком. У каждого человека своя интонация, своё окошко, как в многоквартирном доме… Вот человек вышел из дома напротив, повернул за угол и пропал, исчез навсегда, но мелодия от него осталась, мучает меня до сих пор. Куда он пропал? Это , как однажды, синица в руке. Вот она в ладони, как маленький аккумулятор, тёплое такое, маленькое, живое. Открыл ладонь, она порхнула, а отпечаток остался навсегда. И он уже не в ладони, а где-то ближе к сердцу — там трепыхается, там трепыхается и трепыхается до сих пор…   В детстве мы с отцом часто печатали вместе фотографии. На меня производило впечатление, как реальность прошедшего, зафиксированного плёнкой, постепенно проступала на бумаге, причём каждый раз с разной силой. Но всегда это было более плоское пространство, чем то,что я помнил, в нём уже нельзя было жить, а в том пространстве прошлого, которое было во мне, можно было ещё пожить. Мне важно углубление в то пространство, которое я изображаю, и которое существует во мне, но помимо меня. Но от старых фотографий ко мне пришёл материал- графит, с которым я работаю

Искусствовед Валентина Лихачёва описывает творчество художника следующим образом: «Для искусства Михаила Тихонова характерны спонтанная, но изысканная живописная манера со сложной тональной или цветовой структурой. Главное в его работах – светоносность пространственных построений. При непосредственном восприятии работы Михаила Тихонова дают ощущение свободы и глубины ассоциаций различного рода – от тактильных до сложно-музыкальных, симфонических. Он работает в сложных техниках, использует различные фактуры поверхности, виртуозно владеет форматами различных конфигураций и размеров».

Елена Утенкова — художник завораживающий. Ее картины наполнены тем щемящим светом, которым окрашены лучшие человеческие воспоминания. Когда простые моменты прошедшего оказываются событиями, из которых складывается судьба. Уходящие неизведанную даль дороги, восторг от высокого полета качелей, а на качелях – ты сам в детстве, а может быть твой отец, когда он был ещё маленьким…

Живопись Елены Утенковой легка и прозрачна, слегка покрыта дымкой, но сочетание приглушенных тонов с акварельной голубизной раскрывшихся небес дает сильнейший позитивный импульс.

Смотрите Также
Музей Семья

Ее картины наполнены неизбежностью ассоциаций, которые всем приоткрывает память

Я рисую свои работы из внутренней памяти- говорит Елена Утенкова… С годами я перестала делать работы с натуры. Когда что-то трогает меня из того, что я вижу, открывает мне свою пластическую красоту, я делаю короткий рисунок в маленьком блокноте. Как записывают телефон при встрече с понравившемся человеком. На всякий случай, чтобы можно было позвонить и встретиться, а не забыть навсегда. Эти рисунки в блокноте для меня — следы того, что я увидела. Для того, чтобы из наброска родилась работа, мне нужно время. Время отойти от впечатления на нужное расстояние, откуда не различаются случайные детали и видится только главное. То, ради чего я схватилась за карандаш. Через полгода или дальше я листаю блокнот и вдруг один из рисунков проявляется для меня в большую работу. Я вижу, понимаю, как и что надо нарисовать. Если я не делаю этого — рисунок тухнет, как будто выключается лампочка внутри моей памяти, осветившая то самое впечатление и чувство, при котором он был сделан. Завтра может проснуться совсем другой рисунок из альбома. А может быть и тишина. Я не могу управлять своей памятью, скорее она говорит со мной

«Щадящий свет, тонкий цветовой тон, исчезающие контуры, закутанная в туман композиция. Но мы вглядываемся, и она проясняется, выныривает из своей глубины — всегда не до конца — и тогда в ней обнаруживаются неожиданно острые и смелые решения. И потом их вновь поглощает общая даль, « — пишет о картинах Елены Утенковой  поэт Ольга Седакова.

Кураторы выставки Ольга Хлопова I- Gallery. Intelligence и
Татьяна Помазкина Moika 104 Gallery.

Когда: с 26 октября по 26 ноября 2023 г.
Адрес: Санкт-Петербург, наб. реки Мойки 104

Выставка Лены Утенковой и Михаила Тихонова «Я закрываю глаза и начинаю видеть»

© 2024 Онлайн издание "Это космос, детка!". Не является СМИ
Все материалы предоставлены партнерами

Прокрутите до Начала